«Помогают ли книги побуждать добрые чувства детей?»
Книга - это воспитатель
человеческих душ, так как влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его
ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные
ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций,
в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло,
дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь
увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Именно чтение выполняет
не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому,
родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Задача взрослого —
открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение,
которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге
ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать
сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Десять "почему" детям необходимо читать книжки.
1. Благодаря чтению развивается речь ребенка
и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать
свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок
учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет
ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует творческое
воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы
и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и
другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его
интересует.
5. Книги помогают ребенку познать самого
себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди
думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям понять других. Читая
книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли
и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от
предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать
ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению
родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.
Книга объединяет поколения.
8. Книги – помощники родителей в решении
воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и
зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в
положение других людей.
9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют
детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из
трудного положения.
10. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического
развития ребенка занятие.
Когда нужно учить
технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной
речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его
возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг.
Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым
чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их
совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга
начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с
положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге
вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при
этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.
Итак, в дошкольном
детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность
в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и
быстро овладеет умение читать.
И еще, в педагогике
есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать
проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного
чтения. Сделать процесс чтения более
увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей
рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение,
по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте
поделиться своей трактовкой прочитанного.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий