Освоение детьми способов составления метафор
Метафора
творит волшебство,
преображает
обыкновенное
и привычное
в чудо,
создает
сказку….»
Как известно, метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В
традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа
«побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл
метафор» и т.д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут
составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более,
в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Чтобы
появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или
явлений в чём-то, например:
- озеро,
как зеркало – зеркало озера
- руки, как
золото – золотые руки
- волосы, как серебро – серебряные волосы.
Сначала
целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
— Берется
объект 1. Про него и будет составлена метафора.
— У него
выявляется специфическое свойство.
—
Выбирается объект 2 с таким же свойством.
—
Определяется место расположения объекта 1.
— Для
метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения
объекта 1.
— Составить предложение с этими словами.
При создании метафоры по этой модели в
развернутых предложениях не используются слова, обозначающие объект-1 и его
признак. Фактически мы имеем дело с загадочной фразой, в которой неявно
обозначен объект с его специфическим признаком.
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель
после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила
их составления.
Не обязательно называть детям термин «метафора».
Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы
Красивой Речи.
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий