среда, 10 января 2024 г.

 

"Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт"

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют пересмотра работы по трудовому воспитанию дошкольников в современном детском саду, ориентируют специалистов системы дошкольного образования на обновление ее содержания.

Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в дошкольном учреждении могут быть достигнуты успехи в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желание принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности.

Актуальность технологии М.В. Крулехт заключается в том, что данная технология позволяет решать задачи, определённые стандартами дошкольного образования. Дети дошкольного возраста к окончанию ДОО учатся планировать свою деятельность, подводить итоги работы, проявляют самостоятельность и инициативность, не испытывают проблем во время обучения в образовательных учреждениях.

Её особенности в конструировании педагогического процесса, направленного на целостное развитие ребенка как субъекта деятельности, создание условий для проявления его потенциальных возможностей и способностей, осознания значимости ценности труда по мере вхождения в современный мир, реальные трудовые связи с близкими людьми/

Технология состоит из 3 блоков: «Я сам», «Предметный мир», «Труд взрослых».

В блоке «Предметный мир» используется схема–модель системного характера, которая помогает знакомить детей со строением, свойствами и качествами предметов, формирование знаний о предметах и труде взрослых (в младшей группе – наблюдение за изготовлением взрослым поделок, игрушек из бумаги, пришиванием пуговицы, шитьем шапочки для куклы и т.д.; в средней группе – знакомство с трудом сотрудников детского сада няни, прачки, повара; в старших группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями дома (кулинария, рукоделие и др.)).

В блоке «Я сам» в совместной деятельности с детьми возможно включать алгоритмы умывания, одевания.  Данный блог связан с овладением трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки (в младшем возрасте – освоение процессов самообслуживания; в средней группе – освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды); в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке пылесосом, элементарной почине одежды (пришить пуговицу, вешалку), приготовлению простейших блюд (бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.).

Блок «Труд взрослых» связан с вхождением ребенка в реальные условия связи с близкими для него людьми (воспитатель, няня, родители). Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. Активность младших дошкольников к освоению самообслуживания стимулируют привлекательные дидактические пособия, помогающие освоить умения застегивать, зашнуровать, намылить и пр., играя. В старших группах создаются уголки детского творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов, конструктора, а девочки – шить, вышивать и пр.

Педагогическая технология выстраивается как поэтапная.

Этап 1 - «Путешествие в мир волшебников» направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Первый шаг – «Удивительный мир волшебников» включает в себя наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги), инструментах для приобретения детьми представлений о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Второй шаг направлен на освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование) и дает возможность ребенку реализовать свои творческие замыслы. Интересными формами работы являются сказочные путешествия по стране мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый молоточек, Волшебная кисточка, Кирпичик), что позволяет включать детей в проблемные ситуации, предполагающие освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности.

Этап 2 – «Я-волшебник» направлен на развитие творческого потенциала в продуктивных видах деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование) в пространстве мини-мастерских по 4-5 человек как «погружение» ребенка в творческую атмосферу интересной ему досуговой деятельности.

Педагогическое руководство деятельностью детей, прежде всего, ориентировано на развитие общих творческих умений: способности к вариативности, переносу, гипотетичности, импровизации. Для создания комфортных условий, обеспечивающих снятие «дидактического синдрома», заорганизованности, излишней регламентации, целесообразно использование игры, в частности, игровых ролей, игровой презентации результатов детской деятельности. Это создает атмосферу доверия, сопереживания, творческого взаимодействия взрослых и детей во взаимно увлекательной деятельности, где интегрируется игра и труд.

Использование предлагаемых технологий трудового воспитания дошкольников будет способствовать не только воспитанию трудолюбия ребенка, способности прикладывать интеллектуальные и физические усилия для достижения желаемого результата, но и укреплению детского сообщества, дружеских взаимоотношений, формированию специфической детской субкультуры.

Повышению эффективности педагогического процесса способствует тематическое объединение содержания, по близким детскому опыту «темам-сюжетам», подсказывающим основную идею будущих работ, экскурсий, игр, воспринимаемого визуального ряда («Детский мир», «В мире животных», «Лестные приключения», «Морские путешествия», «Краски и настроение осени», «Фруктовые сказки», «В семейном кругу»).

Таким образом, сформировать трудовые умения возможно только в специальных педагогических условиях:

- при систематической работе с детьми;

- при последовательности обучения;

- при использовании разных форм обучения;

-при различной организации обучения;

-при использовании поручений разного содержания;

-при дифференцированном обучении детей.

Интернет источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/12/04/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tehnologiya-trudovogo


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Организация работы в летний период Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровом...