"Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт"
Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования требуют пересмотра работы по трудовому воспитанию дошкольников
в современном детском саду, ориентируют специалистов системы дошкольного
образования на обновление ее содержания.
Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в дошкольном учреждении могут быть достигнуты успехи в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желание принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности.
Актуальность технологии
М.В. Крулехт заключается в том, что данная технология позволяет решать задачи,
определённые стандартами дошкольного образования. Дети дошкольного возраста к
окончанию ДОО учатся планировать свою деятельность, подводить итоги работы,
проявляют самостоятельность и инициативность, не испытывают проблем во время
обучения в образовательных учреждениях.
Её особенности в
конструировании педагогического процесса, направленного на целостное развитие
ребенка как субъекта деятельности, создание условий для проявления его
потенциальных возможностей и способностей, осознания значимости ценности труда
по мере вхождения в современный мир, реальные трудовые связи с близкими людьми/
Технология состоит из 3
блоков: «Я сам», «Предметный мир», «Труд взрослых».
В блоке «Предметный мир» используется схема–модель
системного характера, которая помогает знакомить детей со строением, свойствами
и качествами предметов, формирование знаний о предметах и труде взрослых (в
младшей группе – наблюдение за изготовлением взрослым поделок, игрушек из
бумаги, пришиванием пуговицы, шитьем шапочки для куклы и т.д.; в средней группе
– знакомство с трудом сотрудников детского сада няни, прачки, повара; в старших
группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями дома
(кулинария, рукоделие и др.)).
В блоке «Я сам» в совместной деятельности с детьми
возможно включать алгоритмы умывания, одевания. Данный блог связан с овладением трудовыми
умениями, способами самоконтроля и самооценки (в младшем возрасте – освоение
процессов самообслуживания; в средней группе – освоение посильных процессов
хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду, мытье игрушечной
посуды); в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке пылесосом,
элементарной почине одежды (пришить пуговицу, вешалку), приготовлению
простейших блюд (бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.).
Блок «Труд взрослых» связан с вхождением ребенка в реальные
условия связи с близкими для него людьми (воспитатель, няня, родители). Для
этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные,
индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. Активность младших
дошкольников к освоению самообслуживания стимулируют привлекательные
дидактические пособия, помогающие освоить умения застегивать, зашнуровать,
намылить и пр., играя. В старших группах создаются уголки детского творческого
труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов,
конструктора, а девочки – шить, вышивать и пр.
Педагогическая
технология выстраивается как поэтапная.
Этап 1 - «Путешествие в
мир волшебников» направлен на освоение
детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Первый шаг –
«Удивительный мир волшебников» включает в себя наблюдения творческих трудовых
процессов взрослых, беседы об изготовлении материалов (ткани, древесины,
пластмассы, бумаги), инструментах для приобретения детьми представлений о
продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Второй шаг
направлен на освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа
с деревом, вышивание, конструирование, рисование) и дает возможность ребенку
реализовать свои творческие замыслы. Интересными формами работы являются
сказочные путешествия по стране мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик,
Веселый молоточек, Волшебная кисточка, Кирпичик), что позволяет включать детей
в проблемные ситуации, предполагающие освоение базовых умений в продуктивных
видах деятельности.
Этап 2 – «Я-волшебник»
направлен на развитие творческого потенциала в продуктивных видах деятельности
(конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование) в пространстве
мини-мастерских по 4-5 человек как «погружение» ребенка в творческую атмосферу
интересной ему досуговой деятельности.
Педагогическое
руководство деятельностью детей, прежде всего, ориентировано на развитие общих
творческих умений: способности к вариативности, переносу, гипотетичности,
импровизации. Для создания комфортных условий, обеспечивающих снятие
«дидактического синдрома», заорганизованности, излишней регламентации,
целесообразно использование игры, в частности, игровых ролей, игровой
презентации результатов детской деятельности. Это создает атмосферу доверия,
сопереживания, творческого взаимодействия взрослых и детей во взаимно
увлекательной деятельности, где интегрируется игра и труд.
Использование
предлагаемых технологий трудового воспитания дошкольников будет способствовать
не только воспитанию трудолюбия ребенка, способности прикладывать
интеллектуальные и физические усилия для достижения желаемого результата, но и
укреплению детского сообщества, дружеских взаимоотношений, формированию специфической
детской субкультуры.
Повышению эффективности
педагогического процесса способствует тематическое объединение содержания, по
близким детскому опыту «темам-сюжетам», подсказывающим основную идею будущих
работ, экскурсий, игр, воспринимаемого визуального ряда («Детский мир», «В мире
животных», «Лестные приключения», «Морские путешествия», «Краски и настроение
осени», «Фруктовые сказки», «В семейном кругу»).
Таким образом,
сформировать трудовые умения возможно только в специальных педагогических
условиях:
- при систематической
работе с детьми;
- при
последовательности обучения;
- при использовании
разных форм обучения;
-при различной
организации обучения;
-при использовании
поручений разного содержания;
-при дифференцированном обучении детей.
Интернет источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/12/04/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tehnologiya-trudovogo
Комментариев нет:
Отправить комментарий