среда, 20 декабря 2023 г.

 

Шлепки и крики бесполезны

 


Ране обговорённые принципы дают представление о том, что мы как родители должны делать, когда сталкиваемся с плохим поведением детей. Однако часто мы позволяем себе кричать на них и шлепать их, особенно если устали или раздражены непослушанием. Окрик и шлепок — естественная реакция на плохое поведение, но она абсолютно непродуктивна.

Суровое наказание часто вызывает еще большие проблемы, чем были ранее. Окрики и шлепки — неправильные знаки внимания по отношению к детям, и, если это единственная форма внимания, которое им уделяется, дети могут вести себя плохо просто для того, чтобы заставить себя заметить. К тому же родители не всегда знают, сработало ли наказание, потому что они не наблюдают продолжительность его воздействия на детское поведение.

Зачастую из-за наказания плохое поведение просто загоняется вглубь и не проявляется в присутствии родителей, но это не означает, что оно прекратилось в целом. Дети становятся виртуозами неуловимости, и родители могут даже говорить: «Чтобы ты больше мне с этим не попадался!

В иерархии моральных ценностей Лоренс Кольберг выделяет как признак низшего уровня развития «следование правилам с целью избежать наказания». Самый высокий уровень связан со способностью «следовать правилам, потому что они верные и хорошие». Когда мы постоянно шлепаем детей за плохое поведение, мы оставляем их на низшем уровне морального развития: они заинтересованы в том, чтобы избежать наказания, а не в том, чтобы делать то, что хорошо или правильно. Шлепанье, как правило, является примером раннего опыта насилия для ребенка. Дети учатся вести себя с позиции силы на примере взрослых. Трудно оправдать указание «Не бей!», если родители сами бьют детей за драку. Поскольку дети воспринимают мир в конкретных условиях, ребенок, который видит, что родителям разрешено бить детей, сделает вывод, что ему разрешается бить взрослого или другого ребенка. Битье порождает битье, т. е. влечет за собой такое же зло, как гнев, месть, а впоследствии часто завершается разрывом связи между родителями и детьми.

 

 

Источник: Джерри Викофф, Барбара Ц.Юнелл  «Воспитание без криков и шлепков» 2001г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Методика обучения дошкольников работе с серией картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с сери...