«Формы и методы по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах
патриотического воспитания дошкольников»
В современных условиях проблема
патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о
родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к
близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В настоящее время задачи патриотического
воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку
социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во
взаимодействии с семьей.
Организацию взаимодействия с семьями
воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания
приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.
Цель взаимодействия педагогов с
родителями : формирование обобщенного представления родителей в вопросах
воспитания патриотизма у дошкольников.
Задачи:
- привлечь родителей к обсуждению и
решению вопросов патриотического воспитания дошкольников;
- раскрыть сущность и значение
взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей;
- познакомить с формами и методами
проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического
воспитания;
- показать родителям роль семьи в
нравственно - патриотическом воспитании;
- выработать согласованные действия
педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.
К современным подходам взаимодействия
ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в
жизнь детского сада. При организации работы с семьями по патриотическому
воспитанию детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и нетрадиционные
формы сотрудничества.
Формирование патриотических качеств
личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные
формы сотрудничества.
1. Проектный метод в работе с семьей по
нравственно-патриотическому воспитанию.
Проект «Родной свой край люби и знай!».
Проект «Маленький патриот».
Проект «Мой город в истории Победы».
Семейные художественно-творческие
проекты «Дети цветы жизни», «Птица семейного счастья», «Моя семья», «Прогулка
по Саранску», оформление семейных фотоальбомов, выставок.
2. Нетрадиционные формы родительских
собраний в работе с семьей.
КВН «Влияние природы на всестороннее
развитие личности ребенка».
Круглый стол «Нужно ли воспитывать в
детях патриотизм»; «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье»;
«Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины»; "Из чего
складывается трудолюбие?"
3. Консультации для родителей.
«Актуальность патриотического воспитания
в современном обществе».
«Нравственно – патриотическое воспитание
дошкольников».
«Как воспитать патриота».
"Как приучить детей охранять
природу".
"Как рассказать детям о Великой
Отечественной войне".
"Вместе с ребенком смотрим
телепередачи о природе".
4. Тематические и традиционно -
календарные праздники.
«Осенняя ярмарка», «День народного единства», «День матери», «Новогодний праздник», Рождественские праздники: «Пришла коляда - открывай ворота», «День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица», «Встреча весны- фольклорный праздник», «День Победы», «День города». Особое внимание уделяю организации мероприятий, посвященных Дню Победы. Спортивные мероприятия.
5. Музейная педагогика как форма
взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию.
В учреждении организован музей «Русская
изба», состоящий из нескольких экспозиций: «Изделия из бересты», «Игрушки наших
прадедов», «Бабушкин сундук», меняющиеся экспозиции.
6. Использование наглядно-информационных
и агитационных форм.
Проведение акций: «Берегите первоцветы»,
«Мы за чистый город», «Земля – наш общий дом» и другие.
7. Оформление тематических стендов: фото
выставки семейной тематики, «Фронтовики, наденьте ордена», «Наши достижения»,
«Как я провел лето» в соответствии с календарно-тематическим планированием.
9.Тематические дни: «Синичкин день», «День
здоровья», «Международный день театра», «День дошкольного работника», «День
смеха», «День защиты детей».
«Моя мама рукодельница», «Столовая для птиц», конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Зимняя сказка» - новогоднее оформление, конкурс плакатов «Берегите природу Чувашии», «Наши дети - это наше будущее».
11. Экскурсии: по городу, в музеи, библиотеки.
12. Фотовыставки «Чувашия – вчера, сегодня, завтра…», «Путешествие по России».
13. Анкетирование («Семейные традиции»).
14. Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;
15. Музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»);
16. Родительские собрания.Чтобы привлечь внимание родителей к
проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с
детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация
маршрутов выходного дня («Семейный поход», который включает в себя места,
посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не
только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно
участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет
сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою
родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Примерные темы маршрута выходного дня:
• «Семейный поход по памятным местам
родного города»;
• «Памятные места героического прошлого
города»;
• «Исторические достопримечательности
города»;
• «Любимый уголок»;
• «Гордись своим именем улица»;
• «Улицы города» - обзорные экскурсии по
улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами
отдыха.
В сотрудничестве с семьей по
формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные
средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ:
журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей; стенгазеты; буклеты; папки-
передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы;
мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать
наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными,
комфортными. Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных
методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным
и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный
эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс
достижения положительных результатов в работе.
Использование разнообразных форм и
методов сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес
к вопросу патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять
имеющиеся знания.
Большое значение в патриотическом
воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая
роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими
материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя,
участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности
культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и
необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.
Интернет-источник:https://pyleva-mdou2push.edumsko.ru/articles/post/3203565
Комментариев нет:
Отправить комментарий