Мы живем в эпоху технической революции.
Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и
хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться, тому ли мы учим
детей, пригодятся ли такие знания в новой жизни, как нужно корректировать
содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних
дошкольников? Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии.
Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период
дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из
разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на
интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение
действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, перед родителями и педагогами стоит проблема: какие же методы и
приемы использовать? К каким технологиям обратиться?
Наиболее перспективной сегодня является
технология «STEAM». STEAM -образование один из основных мировых трендов.
Впервые STEАM–технология была
использована в США для организации деятельности детей в условиях метопредметной
среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом
пространстве.
В данный момент STEАM–технология введена
в образовательную программу детских садов и школ в США, Англии, Германии для
подготовки с самого раннего возраста высоко технологичных людей.
«STEАM»включает в себя:
- «science» - науку,
- «technology» -технологию,
- «engineering» - инженерию,
- «art» - искусство,
- «math»- математику.
Данная дисциплина становится самым
востребованным в современном мире. Поэтому сегодня STEAM -технология
развивается, как один из основных трендов, сочетая в себе естественные науки с
технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы
и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности
и есть сила.
STEM-образование – модульное направление
образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей
ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. STEM-образование детей дошкольного
возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные
интересы у детей к разным видам работы.
В дошкольной организации можно
реализовать STEM образование через организацию проектной и
экспериментально-исследовательской деятельности.
Обязательным условием успешной
работы является создание актуальной предметно-пространственной среды,
соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут
выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников,
пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность
оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации
результатов.
Погружение в STEAM-среду можно начать с
конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из
различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик) приобретут элементарные
технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные
конструкторы помогут педагогам развить в детях креативность и пространственное
мышление.
STEAM-компетенции можно формировать у
детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать
родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая
которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и
длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с
моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать
различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. Геоконт
развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в
макро и микро пространстве. С помощью геоборда воспитанники изучат площадь и
периметр на практике. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов
можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку
лего-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный
внимания проект в рамках STEAM -образования. Флексагон по праву считается
уникальным союзом математики и оригами. Спирографы делают создание сложных форм
невероятно легким и увлекательным. Наборы робототехники помогут приобщить детей
к творчеству с использованием передовых технологий. Кроме развития у дошкольников навыков
практической деятельности STЕАM-технология создает условия для переживания
детьми реальных жизненных ситуаций.
Именно это свойство STEАM–технологии
создает эффективную среду для организации работы по развитию интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста.
Метапредметность в предметно-пространственной
развивающей среде помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка.
Технические макеты, конструкторы «Лего», деревянные конструкторы, флексагоны,
агамографы, игрушки «STEАM» моделируют реальность, концентрируют внимание
детей, включают их в продуктивную комбинированную практическую деятельность,
включающую в себя исследовательскую работу-конструирование, математику и
творчество.
STEM образование состоит из шести
модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при
комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие
интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской
деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного
возраста.
1. Образовательный модуль «Дидактическая
система Ф. Фребеля» - Экспериментирование с предметами окружающего мира -
Освоение математической действительности путем действий с геометрическими
телами и фигурами - Освоение пространственных отношений - Конструирование в различных
ракурсах и проекциях.
2. «LEGO - конструирование» -
способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению,
речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата
собственной деятельности; - свободное владение родным языком (словарный состав,
грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о
семантической структуре) -умение создавать новые образы, фантазировать,
использовать аналогию.
3. Образовательный модуль
«Математическое развитие» - комплексное решение задач математического развития
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям:
величина, форма, пространство, время, количество и счет.
4. Образовательный модуль
«Робототехника» - развитие логики и алгоритмического мышления; - формирование
основ программирования; - развитие способностей к планированию, моделированию;
- обработка информации; - развитие способности к абстрагированию и нахождению
закономерностей.
5. Образовательный модуль «Мультстудия
«Я творю мир» - освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и
цифровых технологий; -освоение медийных технологий; - организация продуктивной
деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества. 6. Образовательный модуль
«Экспериментирование с живой и неживой природой» - формирование представлений
об окружающем мире в опытно- экспериментальной деятельности; -осознание
единства всего живого в процессе наглядно чувственного восприятия;
-формирование экологического сознания.
Объективные преимущества «STEАM»
технологии:
1. Интегрированный подход к решению
современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей
естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.
д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на
познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в
качестве результата деятельности.
2. Своевременная адаптация детей
дошкольного возраста к современной образовательной среде дальнейшей
образовательной системы. Содержание, технологии, предметно-пространственное
наполнение, материально-техническое обеспечение — преемственны по возрастным
возможностям и усложнению содержания. 3. Развитие интеллектуальных
способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и
вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование
компетенций и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем
условий для высокого качества жизни.
4. Развитие критического мышления
рассматривается как процесс, направленный на формирование умений получать
необходимую информацию, анализировать, применять полученную информацию в
практической деятельности.
5. Формирование навыков коллективной
работы в синтезе с индивидуальным подходом заключается в умении объединять
индивидуальные интеллекты для достижения общих целей, договариваться, задавать
вопросы, аргументировать. Общий положительный результат формирует уверенность в
собственных силах и ощущение эффективности работы в команде, воспитывается
ценностное отношение к процессу и к результатам труда общего и личного.
6. Первичное ознакомление с рядом
профессий и специальностей XXI века в области информационных технологий,
связанных с умением работать с большим объёмом разноплановой информации.
7. Развитие интереса к техническому
творчеству.
STEM-образование призвано возродить
систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе
детей к техническому конструированию и моделированию. Важно, чтобы данные виды
деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в
детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе
системно-деятельностного подхода, и базировались на знаниях, полученных
опытно-экспериментальным путём. Окружающий мир изучается ребёнком через игру и
экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Это может стать
мотивацией до окончания образования и получения любимой специальности. STEAM,
таким образом, становится дополнением к обязательной части основной
образовательной программы (ООП), где мобильно и динамично реализуется
востребованное содержание, отвечающее интересам и приоритетам современного
дошкольника.
Наука должна быть праздником, она должна
захватывать и быть интересна детям!
Интернет – источник:
https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-steam-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий