ДЕТСКАЯ НАСТЫРНОСТЬ
Едва войдя в жизнь, на первом году
своего существования дети получают огромную радость от изучения всего вокруг,
да и самих себя: от кончиков пальцев на ногах до волос на голове. Если их не
сдерживать, все и вся окажется в пределах их досягаемости, придется ли для
этого ползти на четвереньках или идти на шатких ножках. Ваш годовалый малыш еще
не знает, что можно, а что нельзя, хотя дети двух и более лет способны это
различать (в том случае, если вы уже разъяснили). Ограничивая приключения своих
маленьких путешественников, на протяжении всего периода дошкольного развития (и
позже) придерживайтесь правильного соотношения между нормальным здоровым
любопытством ребенка и обучением его тому, что можно и что нельзя делать дома и
вне дома.
Предупреждение проблемы
Пусть дома ребенок будет на
положении затворника. Закрытые двери, огороженный забором
двор и ваше неусыпное наблюдение за юным исследователем помогут ограничить
количество произнесенных вами за день «нет» и сделают жизнь менее опасной как
для вас, так и для вашего ребенка. Дети до трех лет не могут понять, почему им
нельзя идти куда хочется, особенно когда они изо всех сил стараются установить
свою независимость и заставить мир заметить их.
Решите, что можно и что нельзя
трогать. Определите для себя, что разрешается
вашему ребенку делать, и втолкуйте это ему, когда он еще совсем мал. Например,
скажите: «Ты можешь играть здесь или там, но не в папином кабинете».
Уберите ценные вещи, которые могут
разбиться. Дети одного, двух, трех лет не поймут
разницу между ценной вазой, которая оставлена в пределах его досягаемости, и
грошовой подделкой. На всякий случай уберите в безопасное место даже то, что не
может разбиться, иначе маленькие ручки могут попытаться схватить все вокруг
вопреки запрету.
Научите ребенка входить в
«запретную зону». Объясните ребенку разрешенные способы
входа в «запретные зоны», потому что если ему, например, никогда не разрешают
заходить в комнату или переходить улицу, то желание нарушить запрет только
возрастает. Скажите, допустим: «Ты можешь заходить в мамин кабинет, но только с
мамой или другими взрослыми».
Решение проблемы (Что следует
делать).
Делайте замечания. Постоянно
делайте ребенку замечания за одни и те же нарушения, чтобы он понял, что вы от
него хотите. Скажите: «Не ходи в эту комнату! Жаль, что ты здесь играл. Ты
знаешь, сюда ходить нельзя. Если хочешь пойти в эту комнату, попроси маму пойти
вместе с тобой».
Отправляйте ребенка в тайм-аут. Если
ребенок лезет на кухонный стол (а это запрещено по вашим правилам), вновь
упрекните его и скажите: тайм-аут, отправив сидеть изолированно от всех, чтобы
он лучше понял свой просчет.
Проследите, когда ваш ребенок
следует правилам. Скажите ребенку, как вы гордитесь
тем, что он помнит правило «не трогать некоторые вещи». Такой комплимент будет ему
наградой за поведение и стимулом для его повторения. Скажите: «Как мило, что ты
не лезешь на кофейный столик».
Учите ребенка ощупывать глазами, а
не руками. Скажите ребенку, что он может смотреть,
например, на ювелирные изделия, вазу, картину глазами, но не трогать руками.
Это даст ему свободу исследования желанного предмета в ограниченном контролируемом
объеме.
(Чего не следует делать)
Не делайте запретное еще более
желанным. Если вы сердитесь, когда ребенок
нарушает правило, он поймет, что может заполучить ваше внимание своим плохим
поведением, а это побудит его чаще бедокурить.
Не применяйте суровых наказаний. Делать
замечания и применять тайм-аут, однако, допускается, потому что они не ранят
самолюбие ребенка, не заставляют его думать, что все, что ему надо сделать,
чтобы привлечь ваше внимание, — это что-нибудь сломать.
Источник: Джерри Викофф, Барбара Ц. Юнелл «Воспитание без криков и шлепков» 2001г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий