вторник, 25 мая 2021 г.

 

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОМ «НЕТ»

Слово «нет» является самым употребительным среди детей в возрасте от года до трех лет, потому что оно чаще всего произносится самими родителями. Малыши славятся тем, что любят залезать куда не надо, заставляя родителей говорить пресловутое: «Нет! Не трогай!», «Нет! Не открывай!», «Нет! Не делай этого!» Чтобы убедиться, что они могут осуществлять некий контроль, двух-трехлетние дети сразу отвечают «нет», когда им задают вопрос, на который можно ответить и «да» и «нет». Ограничьте возможности для ребенка сказать «нет», избегайте задавать вопросы, подразумевающие ответ как «да», так и «нет», и не понимайте ребенка буквально, когда он отвечает «нет» на каждую просьбу.

Предупреждение проблемы

Узнайте личность вашего ребенка. Если вы знаете желание и помыслы вашего ребенка, вы будете также знать, когда его «нет» на деле означает «да», а когда он действительно не хочет чего-то.

Подумайте, прежде чем сказать «нет». Избегайте говорить ребенку «нет», если вам, в сущности, безразлично, сделает он что-то или нет.

Как можно меньше задавайте вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Не задавайте вопросов, на которые можно ответить «нет». Например, спросите, сколько сока хочет ребенок, а не хочет ли он сока. Если вы хотите, чтобы н сел в машину, не говорите: «Хочешь сесть в машину?» Скажите: «Мы садимся в машину»,  и сами делайте это.

Поменяйте свое собственное «нет» на что-то другое. Например, скажите «стоп» вместо «нет», когда ребенок делает что-то для вас нежелательное, например,  трогает цветы.

Заставьте ребенка вместо того, чтобы шалит научиться делать что-нибудь интересное. Поскольку вы обычно хотите, чтобы ребенок прекратил шалить, подчинившись вашем «нет», научите его другому поведению, чтобы заменить прежнее. В нейтральное время возьмите ребенка за руку и скажите: «Иди сюда, пожалуйста» и привлеките его  к себе. Обнимите его и скажите: «Спасибо, что подошел ко мне». Проделайте это раз пять в день, постепенно увеличивая расстояние между ребенком, чтобы в конце концов на просьбу он смог подходить к вам, например, с противоположной  стороны комнаты или через всю игровую площадку.

Решение проблемы (Что следует делать)

Не обращайте внимание на детское «нет». Сделайте предположение, что, произнося «нет», ребенок на самом деле имеет в виду «да». Однако если  он, например, все же не хочет сока, сказав «нет», он все равно не будет пить его. Действуя методом таких проб, вы точно будете знать, не является ли его «нет» ложным отказом.

Уделяйте больше внимания ответу «да», чем «нет». Ребенок быстро научится говорить «да» и утвердительно кивать головой, если в ответ вы будете улыбаться и хвалить его. Реагируйте на это положительно, говоря: «Как мило ты сказал «да» или «Я рад, что ты сказал «да», когда тетя спросила тебя».

Научите его говорить «да». Дети в возрасте старше трех лет могут научиться говорить «да», если им это все время показывать. Попробуйте такой метод. Скажите своему ребенку, что вы хотите услышать, как он говорит «да». Теперь похвалите его, сказав: «Как приятно слышать, что ты говоришь «да». Затем скажите: «Я хочу попросить тебя сделать это для меня, хочу, чтобы ты сказал «да», прежде чем я досчитаю до пяти». Если ребенок выполнит это, похвалите его. Повторите упражнение пять раз в течение пяти дней, и ответы ребенка станут более позитивными.

Разрешайте ребенку говорить «нет». Хотя маленький ребенок должен делать то, что хотят от него взрослые, он должен уметь сказать «нет». Когда вы обращаетесь к ребенку с просьбой что-то сделать, а он говорит «нет», объясните ему ситуацию. Например, скажите: «Я знаю, что ты не хочешь собирать карандаши, но когда ты это сделаешь, то сможешь играть и гулять». Ваш ребенок поймет, что вы угадали его чувства и приняли их во внимание, но вы по-прежнему руководите его поступками.

(Чего не следует делать)

Не высмеивайте и не поощряйте употребление слова нет». Высмеивание или привлечение внимания к детскому злоупотреблению словом «нет» только побуждает ребенка чаще его употреблять, чтобы привлечь ваше внимание.

Не сердитесь. Помните, что негативизм характерен для какого-то этапа развития дошкольника и быстро проходит. Ваш гнев будет понят ребенком как внимание к его «нет», а внимания и власти над взрослым — это то, чего он как раз хочет.

Источник: Джерри Викофф, Барбара Ц.Юнелл  «Воспитание без криков и шлепков» 2001г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Методика обучения дошкольников работе с серией картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с сери...