вторник, 15 декабря 2020 г.

 

Азбука дисциплинированных родителей


Этот раздел содержит выводы, сделанные на базе более чем двадцатилетних исследований поведения, доказывающих, что, когда вы занимаетесь проблемами плохого поведения, по практическим и психологическим причинам важно «отделять ребенка от его поведения». Если вы назовете ребенка, оставляющего свои игрушки разбросанными, неряхой, это не поможет научить его аккуратности, а, наоборот, возможно, только усилит его нездоровую самооценку и может стать сбывающимся пророчеством. Для правильной детской самооценки лучше всего сосредоточиться на специальных конструктивных путях изменения поведения.

Азбука основана на этих принципах:

Решите, что в поведении вашего ребенка вы хотели бы изменить. Если вы займетесь чем-то конкретно, а не будете впадать в отвлеченные рассуждения, то добьетесь больших результатов. Не просто говорите ребенку: «Будь аккуратен», а объясните, что вы хотите, чтобы он собрал свои кубики, прежде чем отправится на прогулку.

Точно объясняйте ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал, и покажите, как это сделать. Если вы хотите, чтобы ребенок перестал хныкать, когда он хочет чего-то, покажите ему, как надо это попросить. Руководя своими детьми в конкретной ситуации, вы поможете им понять точно, что вы хотите, чтобы они сделали.

Хвалите своего ребенка за правильное выполнение действий. Точнее, хвалите не ребенка, а то, что он делает. Например, лучше сказать: «Хорошо, что ты спокойно сидишь», чем «Ты хороший мальчик, потому что сидишь спокойно». Направляйте вашу похвалу или неодобрение на поведение ребенка, потому что вы заинтересованы именно в контроле поведения.

Хвалите детей до тех пор, пока новый тип поведения не станет для них привычным. Хваля все то, что правильно делают ваши дети, вы напоминаете им о своих ожиданиях и продолжаете удерживать перед ними вашу собственную модель хорошего поведения. Если хотите хорошо воспитать своих детей, то лучший способ этого — показывать им на конкретных примерах, что вы от них хотите. Похвала способствует закреплению правильного поведения.

Избегайте силовых воздействий на своих детей. Используя прием «Обогони часы» (смотри словарь терминов), например, в случае, когда вы хотите,- чтобы ребенок лег побыстрее спать, вы сможете ослабить противостояние с ребенком, так как переносите ответственность на «нейтральную фигуру» — кухонный.

Старайтесь как можно больше времени быть с детьми. Мы не утверждаем, что родители ежеминутно должны быть со своими детьми, но мы утверждаем, что дети нуждаются в постоянном наблюдении. Даже когда они заняты игрой, присутствие родителей помогает детям освоить правильные игровые навыки и добиться в игре совершенства, а кроме того, позволяет корректировать затраченное на игру время. Если родители не уделяют пристального внимания детям, то многие поведенческие ошибки последних останутся неисправленными.

Не старайтесь быть «историком». Оставьте плохое поведение ребенка в прошлом и не вспоминайте о нем. Если ребенок совершит ошибку, то постоянное напоминание о ней лишь приводит его в раздражение и увеличивает вероятность плохого поведения. Что сделано, то сделано. Действовать, глядя в лучшее будущее, более оправданно, чем копание в истории. Напоминание детям об их ошибках только учит их, как не надо делать, но не учит, как надо. Если напоминание об их ошибках и учит чему-то, то только практике совершения ошибок.

Источник: Джерри Викофф, Барбара Ц.Юнелл  «Воспитание без криков и шлепков» 2001г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Методика обучения дошкольников работе с серией картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с сери...