пятница, 10 февраля 2023 г.

 

ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ ВЕЩАМИ

Слово «мое» является паролем, который дошкольники употребляют, чтобы напомнить друг другу (и взрослым), что они полновластные хозяева своего маленького мира и достаточно важные персоны, чтобы иметь на него безусловные территориальные права. Несмотря на войны, которые это слово вызывает во всех семьях, где есть дети до пяти лет, желание безраздельно обладать вещами будет жить, пока дети не созреют настолько, что оно само отомрет (обычно между третьим и четвертым годами жизни). Сделайте все возможное, чтобы доброта царила в сердце ребенка и после того, как он сможет понять, что принадлежит ему, а что нет, последовательно обучая его правилу «дай — возьми». Прививайте это главное правило жизни у себя дома, но будьте терпеливы. Не ждите, что оно будет справедливо соблюдаться, пока не увидите, что ваш ребенок делится с другими без вашего вмешательства.— победный знак того, что он готов расширить границы своего мира.

Предупреждение проблемы 

Пусть некоторые вещи принадлежат только вашему ребенку. Прежде чем дошкольники смогут отказаться от слова «мое» и от вещей, к которым оно относится, им надо дать возможность почувствовать себя владельцами вещей. Например, отложите любимые игрушки или одеяла, чтобы их не надо было делить с гостями в доме. Это создаст личный уголок вашего ребенка, его «территорию».

Обратите внимание ребенка на то, как делитесь вы и ваши друзья. Покажите своему ребенку, что он не единственный в мире, кто должен делиться вещами. Приведите пример в нейтральное время (когда не надо делиться), как вы и ваши друзья делятся книгами (скажите: «Мери сегодня одолжила у меня поваренную книгу» или «Чарли одолжил у меня газонокосилку»).

Подчеркните, что значит «делиться», и как вам это нравится. Скажите ребенку, как хорошо он умеет делиться, разрешая другому человеку смотреть его книжку или играть с его игрушкой, — тогда вы сделаете этот процесс более привлекательным. Скажите, например: «Мне нравится, как ты делишься, разрешая своему другу поиграть минутку с твоей игрушкой».

Надпишите некоторые игрушки (для близнецов или погодков). Не путайте, например, плюшевого медведя, принадлежащего вашему ребенку, с медведем его сестры или брата, если они одинаковые. Надпишите имена или пометьте ниткой игрушки, чтобы ребенок был уверен, что все, что его, не принадлежит его брату или сестре.

Установите правила, как надо делиться. Прежде чем придут играть друзья, объясните ребенку, чего от него ждут в групповой игре, где надо будет делиться. Например, научите его такому правилу:  если ты кладешь игрушку, любой может играть с ней. Если она у тебя в руках, она твоя.

Помните, что вашему ребенку легче делиться в доме друга. Чужой дом — не «территория» вашего ребенка, поэтому там он может вести себя более пассивно, а в своем доме — более агрессивно (сказывается чувство собственности). Помните, что умение делиться приходит на определенном этапе развития ребенка. Умение делиться — это уровень развития, которого нельзя достичь искусственно. Обычно в три-четыре года ребенок начинает делиться сам, без напоминаний.

Решение проблемы (Что следует делать)

Следите за игрой детей одного-двух лет. Поскольку дети моложе трех лет еще не умеют делиться, оставайтесь с ними и во время игр, чтобы помочь научиться делиться: ведь они слишком малы, чтобы без помощи взрослых разрешить конфликты между собой.

Установите таймер. Когда двое детей называют одну и ту же игрушку своей, покажите им, как надо давать и брать вещи. Скажите одному ребенку, что вы устанавливайте таймер, и, когда он прозвенит, надо отдать игрушку другому ребенку. Продолжайте процедуру с таймером, пока игрушка детям не наскучит (обычно после двух звонков таймера).

Убирайте от детей спорные игрушки подальше. Если обладание игрушкой становится предметом спора, когда один из детей не хочет делиться, уберите эту игрушку подальше (своего рода тайм-аут), чтобы дети не могли достать ее. Скажите: «Эта игрушка вызывает трудности, поэтому она должна отправиться в тайм-аут. Если дети продолжают драться из-за игрушки после того, как она убрана, не возвращайте ее им, чтобы дать детям понять: не научитесь делиться — никто не будет играть с игрушкой.

(Чего не следует делать)

Не расстраивайтесь. Запомните: ваш ребенок научится делиться тогда, когда сам поймет, сила или требования здесь не помогут. Когда вы увидите, что ребенок делится, — значит, он созрел для этого!

Не наказывайте ребенка, если он не всегда делится. Лучше уберите игрушку, ставшую камнем преткновения, чем наказывать ребенка, который в определенном случае не смог ею поделиться. Это перенесет вину на игрушку, а не на ребенка.

 

Источник: Джерри Викофф, Барбара Ц. Юнелл  «Воспитание без криков и шлепков» 2001г.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Методика обучения дошкольников работе с серией картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с сери...