С помощью инструментов на базе ТРИЗ –
теории решения изобретательских задач, ребенок учится: полнее воспринимать и описывать
окружающий мир; фантазировать и ставить мысленные эксперименты; выявлять и
самостоятельно решать проблемы и в результате развивает мышление, воображение,
речь.
Вот и мы занимались в нашем кружке очень важным
делом: познакомились с простой технологией анализа проблемы, которую можно
предложить даже самым маленьким детям. Придумавший эту технологию Николай
Хоменко условно назвал ее «Клещи», потому что она позволяет приближаться к решению
с двух сторон до тех пор, пока проблема не будет «разбита».
С помощью технологии «Клещи» мы
переформулировали задачу, отвечая на три вопроса: «Что есть?», «Чего хочу?»,
«Что мешает?» (или «Почему не могу?»). Что есть? Маленькие игрушки и елка. Чего
хочу? Чтобы игрушки висели на елке (или другим способом к ней крепились).
Почему не могу? (Что мешает?) У них нет веревочек. Решение – привязать
веревочки.
Следующий шаг – оценивали решение,
проверяли, насколько оно гуманное, эффективное. И выясняли, что есть такие
игрушки, для которых решение не работает, так как привязать к ним веревочку не
удается. Получаем новую проблему.
Что есть? Игрушки и веревочка, которую
надо к ним прикрепить. Чего хочу? Чтобы веревочка сама собой прикреплялась к
игрушке. Что мешает? (Почему это не получается?)
И вот на этом шаге мы и выявляли
противоречие. Чтобы привязать веревочку, игрушка должна иметь петельку или
просто узкое место (см. рисунок), а у некоторых игрушек (например, у цветка)
этого нет. Получается, что нужно изменить форму игрушки, чтобы было, за что привязать
веревочку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий