четверг, 12 января 2023 г.

 

С помощью инструментов на базе ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, ребенок учится: полнее воспринимать и описывать окружающий мир; фантазировать и ставить мысленные эксперименты; выявлять и самостоятельно решать проблемы и в результате развивает мышление, воображение, речь.

Вот и  мы занимались в нашем кружке очень важным делом: познакомились с простой технологией анализа проблемы, которую можно предложить даже самым маленьким детям. Придумавший эту технологию Николай Хоменко условно назвал ее «Клещи», потому что она позволяет приближаться к решению с двух сторон до тех пор, пока проблема не будет «разбита».

С помощью технологии «Клещи» мы переформулировали задачу, отвечая на три вопроса: «Что есть?», «Чего хочу?», «Что мешает?» (или «Почему не могу?»). Что есть? Маленькие игрушки и елка. Чего хочу? Чтобы игрушки висели на елке (или другим способом к ней крепились). Почему не могу? (Что мешает?) У них нет веревочек. Решение – привязать веревочки.

Следующий шаг – оценивали решение, проверяли, насколько оно гуманное, эффективное. И выясняли, что есть такие игрушки, для которых решение не работает, так как привязать к ним веревочку не удается. Получаем новую проблему.

Что есть? Игрушки и веревочка, которую надо к ним прикрепить. Чего хочу? Чтобы веревочка сама собой прикреплялась к игрушке. Что мешает? (Почему это не получается?)

И вот на этом шаге мы и выявляли противоречие. Чтобы привязать веревочку, игрушка должна иметь петельку или просто узкое место (см. рисунок), а у некоторых игрушек (например, у цветка) этого нет. Получается, что нужно изменить форму игрушки, чтобы было, за что привязать веревочку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Методика обучения дошкольников работе с серией картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с сери...